Синология.Ру

Тематический раздел


Кобзев А.И.

Философия китайского неоконфуцианства

§ 3. Дунлиньская школа: Гу Сяньчэн и Гао Паньлун

Наибольшей известностью, во многом благодаря своей социально-политической направленности, в Китае конца XVI — начала XVII в. отличалась Дунлиньская школа (Дунлинь сюэ пай) — одно из направлений неоконфуцианства, организованное в своеобразную политическую партию (Дунлинь дан) и концентрировавшееся вокруг частной Дунлиньской академии (Дунлинь шу юань — букв. Книжная палата Восточного леса). Дунлиньская академия, располагавшаяся у восточного лесного предместья г.Уси (совр. пров. Цзянсу), была создана в начале XII в. Ян Ши (1053–1135), учеником братьев Чэн Хао и Чэн И, и восстановлена уроженцем Уси Гу Сяньчэном в 1604 г. После смерти Гу Сяньчэна Академию возглавил его ученик и земляк Гао Паньлун (подробно см. [673]).

Регулярно действовавшая до 1626 г. Дунлиньская академия объединяла более 300 членов и имела тысячи последователей, образовывавших дочерние академии. Ее ядро составляли государственные деятели, репрессированные в начале 1590-х годов. В основе их оппозиционных настроений лежало стремление к восстановлению исконных норм и ценностей конфуцианской этики в качестве главных регуляторов общественной и частной жизни. Эту ригористическую тенденцию В.В.Малявин описал следующим образом: «Очевидным признаком возрождения аскетизма в конфуцианстве стала философская программа знаменитой академии Дунлинь, где главное внимание уделялось мотивам „трудностей учения“ и жертвенного служения моральному идеалу. В противоположность нарочитой раскованности „народных философов“ из школы Тайчжоу, вожди Дунлинь подчеркивали тяготы „духовного бдения“, которое они нередко воспроизводили в тяготах физических, — например, пускаясь в долгие и трудные странствия, отказываясь от бытового уюта, долгими часами практикуя „покойное сидение“» [166, с. 139–140].

В условиях затяжного кризиса и разложения власти сходившей с исторической сцены династии Мин эти настроения имели утопически-прогрессивный характер. В 1620 г. в результате восшествия на престол нового императора дунлиньцы пришли к власти, однако в середине 1620-х годов потерпели поражение при дворе, подвергшись гонениям и жестоким репрессиям. В 1625–1626 г. Дунлиньская академия была запрещена и разрушена, но уже в 1628–1629 гг. восстановлена под началом ученика Гао Паньлуна —
У Гуйсэня (умер в 1623 г.), после смерти которого она бездействовала до 1643 г., когда ее возглавил племянник Гао Паньлуна — Гао Шитай. В 1680-е годы Академия стала государственным учреждением, а в XX в. — обычной школой.

В официально утвержденном к изданию в 1786 г. эдиктом императора Гао-цзуна (1711–1799) и впервые опубликованном его составителем Гу Интаем (умер после 1689 г.) самом раннем историософском труде о династии Мин — «Мин ши цзи ши бэнь мо» («История [династии] Мин в записях событий от их начала до конца») содержится написанный У Инцзи (1594–1645) раздел (цз. 66), который специально посвящен Дунлиньской группировке — Дунлинь дан и («Доклад о сообществе Дунлинь»). Там ей дана резюмирующая характеристика: «Если говорить честно, то Дунлинь являлась тем местом, где сосредоточились таланты Поднебесной. Те, которых они поддерживали, в основном были честные и прямые. Возможно, что они предъявляли к другим слишком высокие требования. Все они ставили перед собой высокие цели, но, возможно, мнение их трудно было понять. Их можно было бы назвать необычайными людьми, но нельзя назвать их нечестными…» (цит по [255, с. 134]).

Среди представителей Дунлиньской школы основоположник китайской историко-философской науки Хуан Цзунси выделил 17 видных мыслителей, включая своего отца Хуан Цзуньсу (1584–1626). Главными фигурами тут были Гу Сяньчэн и Гао Паньлун.

После получения в 1580 г. высшей ученой степени цзинь ши Гу Сяньчэн занимал ряд высоких постов. В 1594 г. он был уволен и разжалован, в 1602 г. восстановлен в званиях, но больше не служил. Принадлежа к третьему поколению учеников Ван Янмина, Гу Сяньчэн, однако, критиковал не только наиболее радикальных, склонявшихся к даосизму и буддизму и к прямой конфронтации с официальной идеологией янминистов из Тайчжоуской школы, но и самого Ван Янмина за признание «сущности сердца» лишенной добра и зла и за учение об индивидуальной самородности нравственного чувства. Согласно Гу Сяньчэну, из провозглашенного Мэн-цзы конфуцианского принципа доброты человеческой природы следует наличие добра в сущности человеческого сердца. Вслед за Чжу Си отстаивая воспитуемость (сю), а не спонтанность (у5) нравственного чувства, Гу Сяньчэн вместе с тем, подобно Чжоу Дуньи и Ян Ши, главным в этом процессе считал квиетистско-медитативное состояние самоуглубленного спокойствия (цзин1).

Гао Паньлун стал цзинь ши в 1589 г. и находился на государственной службе до 1595 г. Будучи в 1593 г. понижен в должности и отправлен в далекую провинцию, он по пути туда в 1594 г. испытал просветление в виде ощущения стоической самоотдачи предопределению, основанной на органическом единстве с небом, землей и великим общекосмическим процессом (да хуа). «Опутывавшие меня тревоги внезапно исчезли, и словно тяжкий груз свалился с моих плеч. Сквозь меня словно молния прошла; я почувствовал, что слился без остатка с Великим Превращением (да хуа. — А.К.), и для меня перестало существовать различие между небесным и человеческим, внутренним и внешним. Я увидел, что весь огромный мир — это мое сердце… Мне прежде неприятно было слушать тех, кто рассуждал о величии прозрения. Теперь же я вправду понял, что просветленность — дело обычное…» (цит. по [166, с. 140]). В 1621 г. Гао Паньлун был призван ко двору и затем получил ряд высоких постов, в том числе главного цензора. В 1625 г. он был уволен и разжалован, а в 1626 г. под угрозой ареста утопился. В 1629 г. его реабилитировали.

Во взглядах Гао Паньлуна наиболее ярко выразилась общая тенденция Дунлиньской школы к согласованию внутренней свободы личности с нормами социальной жизни и политического порядка путем отказа от признанного предшествующим неоконфуцианством дуализма «коренной» (метафизической) природы человека и ее «пневменной» — ци (физической) реализации. Критикуя и янминизм, и чжусианство, ратуя за восстановление изначального конфуцианства и преодоление даосско-буддийских влияний, Дунлиньская школа подготовила возникновение при следующей династии Цин «непосредственного» («эмпирического»), или «ханьского», учения (пу сюэ, хань сюэ) (подробнее о Дунлиньской школе см. [255, с. 123–134; 527; 617]).

 [Вверх ↑]
[Оглавление]
 
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.